• проблемные банкротства
  • взыскание долгов через банкротство
  • ликвидация проблемных компаний и компаний с долгами

Банкротство компаний малого и среднего бизнеса

Примеры банкротства компаний малого и среднего бизнеса из нашей практики.

Банкротство региональной сети по продаже одежды

Сеть магазинов по продаже одежды входила в число крупнейших торговых компаний одного из регионов России. На февраль 2010 года в сети насчитывалось свыше 60 магазинов. Оборот компании в 2009 году составил $50 млн ($37 млн в 2008 году).
Как все «компании роста», ориентированные на агрессивную экспансию и активный рост, бизнес был крайне сильно закредитован. Когда этот факт наложился на уход генерального директора с группой менеджеров для открытия собственного бизнеса в той же отрасли, компания не могла предотвратить кризис и последующее банкротство. Кроме того, бизнес был построен на высоком уровне кредитных средств в оборотных активах. Поэтому любые изменения конъюнктуры рынка приводили к кассовому разрыву, невозможности обеспечения текущей хозяйственной деятельности и исполнению обязательств перед поставщиками. Таким образом, у компании возникла кредиторская задолженность перед поставщиками и банками, которую она не в состоянии была погасить. Конкуренты вступили в борьбу за магазины.

Наша компания выступала в защиту интересов собственников и топ-менеджмента компании, а также организовывала продажу имущества предприятия – банкрота. Общая сумма требований кредиторов составила более 600 миллионов рублей. В 2012 года собственники частично погасили задолженность компании перед контрагентами и продали компанию новому собственнику. В том же году компания вновь открыла магазины для покупателей. Новый владелец планирует реанимировать сеть под новым брендом и начать новую экспансию.

Банкротство мебельной компании

Несколько лет собственники компании пытались поддерживать затухающий бизнес, который не смог справиться с натиском конкурентов. Большой масштаб компании и невозможность проведения оперативных мер по сокращению расходов и оптимизации логистики стали причинами банкротства. Основными кредиторами компании были физические лица, внесшие предоплату за поставку мебели. Для банкротства таких компаний характерно большое количество кредиторов, малые суммы требований каждого (30 000 – 250 000 рублей) и крайняя степень их активности. Если кредиторы - юридические лица обычно реально смотрят на ситуацию и банкротство для них механизм вынужденного списания безнадежной задолженности, то для физических лиц это всегда тяжелый эмоциональный удар.

Граждане естественно надеются вернуть свои деньги назад, чувствуют себя обманутыми и беззащитными. Нам пришлось провести большой объем разъяснительных мероприятий, собраний, консультаций «обманутых потребителей», чтобы снизить накал страстей и найти мирный путь решения проблемы. В нашем случае ситуация также осложнялась тем, что против руководства компании было возбуждено уголовное дело по статье мошенничество, а до начала банкротства пропало все деревообрабатывающее оборудование и прочее ликвидное имущество компании. Остался небольшой объем активов, в основном так называемый «неликвид» - старые компьютеры, образцы мебели, комплектующие. Практически каждый шаг конкурсного управляющего вызывал недоверие у кредиторов: они не соглашались с оценкой, не утверждали порядок продажи имущества, требовали проведение электронных торгов при продаже любого, даже самого незначительного и ветхого имущества.

Нашей компанией была проведена работа в интересах владельцев бизнеса, в том числе по снятию негатива в отношении собственника бизнеса, аффилированного с местной администрацией, в итоге собственники бизнеса и генеральный директор не были привлечены к уголовной и субсидиарной ответственности, имущество было продано на торгах, компания ликвидирована.

Банкротство оптовой компании

В данном проекте юристы нашей компании были приглашены для участия в процедуре банкротства на поздней стадии процедуры, когда уже было введено конкурсное производство. В рамках конкурсного производства оптовой торговой компании утвержденный судом конкурсный управляющий недобросовестно выполнял возложенные на него обязанности: не принимал меры, направленные на уменьшение текущих платежей должника по уплате арендных платежей, не подписывал мировое соглашение, в пользу заключения которого голосовали все кредиторы за исключением кредитора, по отношению к которому конкурсный управляющий являлся заинтересованным лицом.

В связи с недобросовестным поведением конкурсного управляющего и его заинтересованностью по отношению к одному из кредиторов, конкурсные кредиторы обратились в суд с жалобой на его действия и ходатайством о его отстранении.  Интересы конкурсных кредиторов представляли специалисты нашей компании.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении жалобы и ходатайства. Однако юристам Легион лигал удалось убедить суд апелляционной инстанции в недобросовестности поведения конкурсного управляющего и в существенности допущенных им нарушений. Суд апелляционной инстанции отменил определение суда первой инстанции и отстранил конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей. После назначения большинством кредиторов нового конкурсного управляющего нам удалось взять инициативу банкротства в свои руки и возвратить 70% долгов мажоритарным кредиторам, интересы которых мы представляли.